12 АПР
Практикум
Как рассчитать целесообразность роботизации в компании
12 апреля состоялась третья встреча рабочей группы «Роботизация логистики». Она была посвящена расчету целесообразности внедрения роботизации в компании.
Спикеры-фронтмены:
Василий Демин
Василий Демин
Д.т.н., исполнительный директор, КСЛ
12 апреля (Пт), 13:00
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д.39, ст. 14, оф.203
План встречи

1. Работа с потребностью компании

  • TCO и NPV
  • Персонал
  • Вместимость

2. Работа с прогнозом развития компании

  • Соотношение инвестиций в роботизацию с рисками неисполнения прогнозов продаж или изменения параметров потоков

3. Расчет дохода от экономии затрат

  • ФОТ
  • Снижение бюджета аренды при повышении плотности хранения
  • Сокращение упущенных продаж и усиление конкурентных преимуществ

4.Расчет потребных ресурсов и CAPEX

  • Методы расчета потребного количества агрегатов обслуживания(напольных роботов, кранов-штабелеров, конвейеров, сортеров)
  • Дополнительная инфраструктура для роботизации
  • Необходимое программное обеспечение
  • Текущая стоимость этих ресурсов и прогноз изменения цен

5.Расчет окупаемости проекта

  • NPV
  • IRR
  • PBP

Основные выводы по итогам встречи

1. Перед стартом проекта по роботизации склада в компании важно достоверно оценить потребности компании, которые она стремится обеспечить/закрыть с помощью роботизации. Как правило это:

  • минимизация суммарных затрат на единицу обработки — короб, паллету, куб. м. — TCO (total cost of ownership);
  • снижение потребности в операционном персонале и зависимости от него;
  • обеспечение вместимости, которая позволит бизнесу наращивать продажи/производство в соответствии с планами.

2. Инициация проекта по роботизации целесообразна только в той точке, когда по каждой из этих трех потребностей не найдено лучшего решения на уровне оптимизации операций и внедрения сверхплотных технологий хранения с низким CAPEX.

3. На старте проекта роботизации для расчета ее целесообразности важно спрогнозировать изменение товарных потоков компании, в том числе, по объемам, каналам продаж, структуре заказов и запасов. Весомым фактором здесь может стать рост доли онлайн-продаж, так как трудоемкость складской обработки на единицу продукции в e-commerce, как правило, кратно выше по сравнению с подпиткой офлайн-розницы.

4. На этом же этапе важно проработать риски неисполнения прогнозов продаж или изменение товарных потоков, при которых роботизированное оборудование будет частично или полностью простаивать. Далее — выработать решения по каждому из возможных сценариев. Одно из возможных решений — реализация проекта очередями (итерациями).
 
5. При расчете срока окупаемости проекта роботизации и NPV (чистого приведенного дохода) важно сравнить модель работы склада «As Is» и «To be». Что обязательно нужно учесть: изменение производительности, лидтайма, плотность хранения, эксплуатационные расходы. На основании этих данных можно рассчитать доход от экономии затрат.
 
 
6. Высший пилотаж для менеджмента компании — достоверная оценка сокращения упущенных продаж и усиление конкурентных преимуществ при замене ручного и механизированного труда на роботизацию. В первую очередь, речь о повышении скорости «прокачивания» через склад товарных потоков — так товары быстрее окажутся на полке. Во вторую — поддержание запланированных темпов роста бизнеса.
 
7. Следующий шаг — расчет потребных ресурсов с переводом их в инвестиции по годам развития. Такой расчет можно произвести с помощью матмоделирования. Например, моделирование сборки заказов мобильными роботами AMR в Wildberries включает более 150 хронометражных и технологических параметров.
 
 
8. Следующий важный этап — визуальное 3D-моделирование. С помощью него можно перебрать возможные сценарии выполнения операций на автоматизированном рабочем месте, чтобы отточить эргономику, и выбрать оптимальный.
 
 
9. Завершающий этап расчетов — сравнение альтернатив по количеству персонала, ФОТ, инвестициям. Важно также рассчитать дополнительную инфраструктуру для роботизации (зарядные станции, комплекты ЗИП и пр.), необходимое программное обеспечение.
 
 

10. При оценке целесообразности проекта важно договориться с бизнесом об итоговом ожидаемом результате. Зачастую это не только окупаемость, но и устойчивость и гибкость к изменениям бизнеса, независимость от линейного персонала.

Главные спикеры
  • Василий Демин, исполнительный директор, КСЛ
  • Кирилл Цвидов, менеджер проектов, Новейшие технологии ЛС
  • Елена Образцова, директор по автоматизации, Wildberries.